*МИФОЛОГИЯ, НАУКА И КУЛЬТУРА*
 
On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
АвторСообщение
администратор




Сообщение: 71
Зарегистрирован: 09.05.10
Откуда: Украина, Ивано-Франковск
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 31.05.10 09:18. Заголовок: ИНДОЕВРОПЕЙСКИЕ БОЖЕСТВА (этимологии)


Правда ли, что воспетый Лавкрафтом филистимский dДагон по происхождению индоевропейское божество? Скорее всего, правда, но только какое и чего именно? Конкурируют две версии:

1. та, которая видит в этом имени отголосок хеттского теонима dДаган-Цепаш (ta-ga-an zi-pa-aš) Terra Mater, в котором первый элемент продолжает и.-е. *dhĝhṓm, бессуффиксальный локатив от *dhéĝhōm земля (славянская *zemjā тоже продолжает нечто подобное, а именно – форму *ĝhem-yeh2, тематическое производное от основы косвенных падежей в очень запутанной парадигме этого существительного), а второй, скорее всего, является хАттской по происхождению частицей, оформляющей имена женских божеств (ср. dŠuṷan-zipaš, dIspanza-šepaš и др.), её можно не учитывать. Согласно изложенному Дагон в генезисе является божеством женским и хтоническим (т. е. "земляным", греч. χθών земля < *ĝhdhṓm, от того же и.-е. *dhéĝhōm с метатезой аспират и нулевой ступенью гласного в ex-первом слоге), связанным с плодородием и всем из этого плодородия вырастающим. В пользу указанного сближения говорят и исторически документируемые связи "народов моря" (к которым относились филистимляне) с Малой Азией, и некоторые лексические параллели между реликтами филистимского и индоевропейскими языками анатолийской подгруппы1;

2. и другая версия, которая интерпретирует Дагона как именное образование от глагольной основы и.-е. *dhegwh- гореть, жечь, оставившей себя в таких словах как д.-ирл. daig пламя; лит. dãgas пожар, dagà жар, зной; прус. dagis лето; гот. dags (герм. *đaǥaz, откуда и англ. day) день и др. Что касается производных от этого корня теонимов, то таковой известен как минимум один, и это славянский Дажьбог (праслав. *dāgi(s)-baga-)2, отождествлённый переводчиком хроники Иоанна Малалы с греческим Гелиосом, богом солнца. Будучи принятой, эта версия открывает двери новой трактовке выражения "Дажьбожии вънукъ" (собирательный образ русских славян в Слове о полку Игореве, 214, 249) – в контексте Cthulhu Mythos, конечно :) Кстати, о славянах – именем Dago (род. п. Dagonis), т. е. Дагон, звали создателя польской христианской государственности, более известного как Mieszko I. Скорее всего, здесь мы имеем дело с сокращённым вариантом германского двусложного имени Dagobert (был такой святой) vel sim. Альтернативно, это латинизация скандинавского личного имени Dagr (см. прим. 2), а тесные связи Мешко со Скандинавией подтверждаются археологическими находками вещей варяжского типа в окрестностях Познани, где располагалась его ставка.

А как же ближневосточный Дагон? Ведь божество под этим именем почиталось не только гипотетически индоевропейскими филистимлянами, но и несомненно семитскими жителями Угарита и Ханаана: угарит. d-g-n (dagānu?), финик. d-g-n (dagūn, в греческой передаче Δαγών), ивр. דָּגוֹן dāḡôn, + усвоенный от амореев акк. dDaganna. В случае, если это не древнейшее заимствование из и.-е. (а признать такое – значит серьёзно отодвинуть назад время предполагаемых контактов, ведь Дагон как главный бог упоминается уже в документах Эблы, датируемых серединой третьего тысячелетия до н. э.), нужно постулировать контаминацию (слияние) пришлого филистимского (и.-е.) божества с божеством северо-западных семитов на основании созвучия имён и параллелизма мифологических функций – семитский Дагон тоже был покровителем плодородия и подателем пищи3. Подобные примеры в истории известны. Также нужно отказаться от попыток безупречно согласовать встречающуюся в Библии форму теонима с индоевропейскими реконструкциями, ибо в тексте (1. Сам. 5:2-7; Суд. 16:23 и пр.) она предстаёт уже семитизированной.

P.S. отправил в ru_lovecraft, хотя меня там, наверное, проклянут за ересь ктулхуизма (выразившуюся в покушении на моск участников сообщества), с предсказуемыми последствиями для психики и репутации...
__________________________________________
1 Так, чуждое западносемитской лексике иврита слово סְרָנִים sǝrānîm, סַרְנֵי־פְלִשְׁתִּים sarnê ṕǝlištîm, которым в Библии называют вождей филистимлян (и только их), находит себе параллели именно в этом ареале: хетт. dTarḫunnaš (и родственные ему лув. dTarḫuṷant-/ dTarḫunt-, лик. Trqqñt-), имя бога грозы, производное от глагола хетт. tarḫu-zi побеждать, преодолевать – ср. д.-инд. tṹrvant- букв. пересиливающий, используемое как эпитет Индры, Митры, Агни. Из анатолийского было заимствовано греч. τύραννος правитель, тиран. А в филистимском названии бронзового шлема כּוֹבַע kôḇa‘ (такую штуку носил на голове их боец Голиаф при Сокхофе) без труда узнаётся хетт. kupaḫi- шлем же. Имя самого Голиафа (גָּלְיָת golyāṯ), по-видимому, тождественно лидийскому личному имени Alyattes. И т. д.

2 Ассоциация первого элемента этого имени с формой императива глагола дати (откуда написания Даждьбогъ, Dajbog и подобные) возникла позже вследствие затемнения его исходного смысла. Некоторые предлагали видеть здесь заимствование из готского: dagis (род. п.) дня [бог] (ср. со скандинавским гимном персонифицированному dДню, д.-исл. Dagr, в эддических Речах Сигрдривы), но этому препятствует качество (< количество) корневого гласного в славянской форме. Также лишены основания попытки связать с Дажьбогом ирландского Дагду (д.-ирл. Dag-da, букв. добрый бог) – кельт. *dagos добрый, хороший скорее родственно и.-е. *déḱos честь (со прогрессивной ассимиляцией по звонкости d-k > d-g). Напротив, имя упоминаемой Гельмольдом богини балтийских славян Подаги (Po-daga), возможно, представляет собой ещё один экземпляр из дружного семейства и.-е. *dhegwh-.

3 В некоторых семитских языках корень d-g-n обозначал зерно, хлеб. См. также свидетельство Филона Библского: ὁ δὲ Δαγὼν ἐπειδὴ εὕρε σῖτον καὶ ἄροτρον... "после того, как Дагон изобрёл хлеб и плуг...". К наиболее позднему мифологическому (собственно, уже постмифологическому) слою относится представление о Дагоне как об ихтиоморфном божестве, появившееся на свет в результате псевдоэтимологического сближения имени с ивр. דָּג dāḡ рыба. На территории Ханаана и Месопотамии находят изображения существ с человеческим торсом и рыбьим хвостом вместо ног (мотив русалки), однако связывать их непременно с Дагоном нет убедительных оснований. Вавилонский рыбочеловек у Бероса назван именем Оаннес (’Ωάννης), за которым стоит акк. ummânu(m) мастер, демиург. Таков был один из эпитетов бога Энки, а сам Энки, владыка земли (шум. dEn-ki так и переводится) и подземного океана, имел в качестве своего аколуфа загадочного кулýлу, получеловека-полурыбу. Но это уже к вопросу о происхождении другого известного имени из лавкравтовского пан... пантеона.

http://wiederda.livejournal.com/38255.html

"Я верю в древность и люблю ее" (Конфуций, "Лунъюй", 7.1).
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Новых ответов нет


Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  2 час. Хитов сегодня: 3
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет





Бесплатные готовые дизайны для форумов

НАШИ ДРУГИЕ ФОРУМЫ