*МИФОЛОГИЯ, НАУКА И КУЛЬТУРА*
 
On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
АвторСообщение
администратор




Сообщение: 44
Зарегистрирован: 09.05.10
Откуда: Украина, Ивано-Франковск
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 09.05.10 20:56. Заголовок: ГЕРМАНСКАЯ МИФОЛОГИЯ


В конце 19 века один необычайно талантливый филолог по имени Софус Бугге (1833-1907) на материале Эддических текстов старался доказывать, что вся вера германцев и «нордическая мифология» есть явление необычайно позднее, постхристианское, и во многом обязанное своим происхождением с одной стороны – греко-римской античности, а с другой – теологии христианства и иудаизма. От греков, из «Сивиллиных оракулов», появились «Прорицания Вёльвы», от иудеев периода Второго Храма – апокалиптический настрой и образы Рагнарёка, от христиан – вера в умирающего и воскресающего Бальдра, в распятого на Мировом Древе Одина и т.д.

Эта идея Бугге была воспринята в науке и доведена до совершенства сначала немецким исследователем Элардом Гуго Майером (1837-1908), а затем – финским специалистом по фольклору Каарле Кроном (1863-1933).


"Я верю в древность и люблю ее" (Конфуций, "Лунъюй", 7.1).
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 5 [только новые]


администратор




Сообщение: 46
Зарегистрирован: 09.05.10
Откуда: Украина, Ивано-Франковск
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 09.05.10 21:01. Заголовок: Скандинавская мифоло..


Скандинавская мифология
(рунические знаки, открытие викингами Исландии, древнескандинавская литература: скальды, "Эдда", саги).


Перемены, сопровождавшие появление "движения викингов", затронули и сферу декоративно-прикладного искусства. Вендельский звериный стиль сливается с ленточным орнаментом. Появляется образ большого зверя, заполняющего плоскость изображения так называемых рунических камней. Рамкой данному изображению служили изощренно переплетенные змеи или один дракон, кусающий себя за хвост. На этих лентообразных чудовищах помещались руны - языческие письменные знаки. (Кстати сам рунический алфавит, известный со П в. н. э., в эпоху викингов также пережил трансформацию).

По сравнению с предшествующим периодом, искусство приобрело экспрессию и некую хаотичность. Уже современников поражали скандинавские изделия, с присущими им сюжетами смертельной борьбы людей и животных, конвульсивно вцепившихся друг в друга чудовищ, культом смерти и уничтожения. Это искусство отражало северную эпоху викингов, с ее крушением старого мира...

Викинги совмещают в себе черты воинов, купцов и путешественников. Они открыли и заселили Исландии (правда, встретив уже живущих там ирландских монахов-отшельников). Оттуда смелые мореплаватели проникли в Гренландию и даже в Северную Америку, где основали свои поселения.

Освоение Исландии сыграло ключевую роль в судьбе древнескандинавской цивилизации (вполне сопоставимую со значением Ирландии у кельтов).

Здесь надо иметь в виду, что культура викингов возникла и развивалась уже в христианскую эпоху, представляя собой своего рода, "запоздалые цветы северного язычества". (Возможно, это обстоятельство объясняет ее сумрачный колорит, ощущение грядущей катастрофы. Носители викингской культуры как бы предчувствовали свою историческую обреченность). Втягивание скандинавов в жизнь континентальной европы неизбежно влекло за собой их крещение, нередко сопровождавшееся культурными эксцессами. В Исландии же этот процесс проходил сравнительно мирно (как и в Ирландии), здесь долгое время процветало двоеверие, а затем древние боги перешли в разряд поэтических метафор.

Отчасти, благодаря последнему обстоятельству и сохранилась древнескандинавская мифология. Исландцы были народом поэтов. Поэзия на острове подразделялась на эддическую и скальдическую. Первая (в основном, к ней относятся песни, включаемые в так называемую "Старшую Эдду", записанную в Исландии в ХIII в.) имела сравнительно простую форму, но богатое мифопоэтическое содержание. Вторая, была чрезвычайно сложна по стилю, хотя рассказывала обычно о простых вещах - битвах, пирах, прославляла военных вождей. Скальдическая поэзия моложе эддической, ибо появилась одновременно с движением викингов. Литературоведами она рассматривается, как "своего рода мутация" В скальдической поэзии, подобно скандинавскому орнаменту, культивировалась вычурная, запутанная форма. Ее авторы - скальды (поэты-певцы) выработали целую систему метафор, получивших название "кеннингов". Они говорили "снег чаш", "кости земли", "путь угрей", "медведь морских струй", "темный дракон щита", а подразумевались: серебро, горы, море, корабль, конь. Со временем, кеннинги усложнялись, составляясь не из двух, а из трех и более слов. Так,"береза звонкого костра руки" означало "женщина" ("звонкий костер руки"- золото; "береза золота"- женщина. Кеннинг в кеннинге) .

Вместе с тем, скальдическая традиция взаимодействовала с эддической, черпая в мифах и эпосе сюжеты для своих метафор.

Викинги создали и прозаический жанр литературы - саги, которые могли рассказывать об исторических событиях, биографиях отдельных людей. Были саги, в которых имелось много сказочных мотивов - их называли "лживыми сагами".

Наконец, существовала особая группа историй, посвященная легендарным героям. Самая известная из них - "Сага о Вельсунгах", сюжеты которой присутствуют и в литературе континентальных германцев ("Песнь о Нибелунгах" и др.).

Но, пожалуй, знаменитейшей книгой Исландии и всей древней Скандинавии является "Младшая Эдда". Ее написал в XIII в. исландец Снорри Стурлусон. В "Младшей Эдде" рассказы о древних богах изложены с такой полнотой, что скандинавская мифология, наравне с греческой и индийской может считаться настоящим эталоном, с которым удобно соотносить фольклорные традиции других индоевропейских народов. Причем, здесь сохранилось много космогонических и эсхатологических сюжетов (чего так не хватает ирландским легендам). Безусловно, на характер их описания наложила отпечаток природа Исландии, грандиозная и первозданная "как в первый день творения".


"Я верю в древность и люблю ее" (Конфуций, "Лунъюй", 7.1).
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Сообщение: 73
Зарегистрирован: 09.05.10
Откуда: Украина, Ивано-Франковск
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 31.05.10 22:31. Заголовок: Мед поэзии, ясень Иг..


Мед поэзии, ясень Иггдрасиль.

"Старшая Эдда" рассказывает, что к богам-асам явилась колдунья Гулльвейг ("Жажда золота"). Боги забили ее копьями, но она возродилась и вселила в их души алчность. Данное событие послужило причиной столкновения асов с богами-ванами, представлявшими у скандинавов функции богатства и плодородия.

Когда война окончилась, и был заключен мир, боги обменялись заложниками (асы отдали ванам Мимира и Хенира, а ваны асам - Ньерда, Фрейра и Фрейю - см. ниже). Затем они плюнули в чашу и, смешав слюну с медом, сотворили некоего человечка по имени Квасир. В Квасире, таким образом, соединились мудрость асов и ванов.

Он много странствовал по свету и учил людей мудрости. И однажды, когда он пришел в гости к неким карлам. Фьялару и Галару "прячущий" и "поющий, они позвали его как будто затем, чтобы поговорить с глазу на глаз и убили. А кровь его слили в две чаши и котел, что зовется Одрерир - "приводящий дух в движение" - чаши же зовутся Сон и Бодн, - смешали с той кровью мед и получилось медовое питье, да такое, что всякий, кто ни выпьет, станет скальдом либо ученым.

Отсюда, поэзия именуется в скандинавских стихах: "кровью Квасира", "кораблем карлов", "медом Одина" и др. Сам миф об убийстве богами одного из них и приготовлении из убитого священного питья носил обшеиндоевропейский характер. .Его можно увидеть в жертвоприношении бога Сомы (Индия) и растерзывании титанами Диониса - бога виноделия греков. Индийская же мифология содержит сюжет о том, как царь птиц Гаруда (в Ведах - Орел Индры) похитил амриту - напиток бессмертия. Для этого он также уменьшился в размерах и проник сквозь спицы вращающегося колеса.

Потом карлы пригласили к себе великана по имени Гиллинг ... Они зазвали Гиллинга с собою в моле покататься на лодке и, лишь отплыли от берега, направили лодку на подводный камень так, что она перевернулась. Гиллинг не умел плавать и утонул ...

Узнавши о том, великан Суттунг, сын Гиллинга, отправился туда и, схватив карлов, отплывает в море и сажает их на скалу, что во время прилива погружается в моле. Они молят Суттунга пощадить их и, чтобы помириться с ним, дают за отца выкуп - драгоценный мед. На том и помирились. Суттунг увозит мед домой и прячет в скалах, что зовутся Хнитбьерг - "сталкивающиеся скалы", приставив дочь свою Гуннлед сторожить его".

... Один остался ночевать у великана по имени Бауги, брата Суттунга. Бауги стал сетовать на свои дела и рассказал, что девять его рабов зарезали друг друга косами и навряд ли ему удастся найти себе других работников. Один же назвался Бельверком - "Злодей" и взялся работать у Бауги за девятерых, а вместо платы попросил себе глоток меда ...

... Они отправились к Суттунгу ... но Суттунг наотрез отказался дать хоть каплю меда. Тогда Бельверк сказал Бауги, что надо попробовать, не удастся ли им заполучить мед какою-нибудь хитростью. Бауги согласился. Бельверк достает бурав по имени Рати "бурав" и велит Бауги попробовать, не возьмет ли скалу бурав. Тот так и делает ... Тогда Бельверк принял обличье змеи и пополз в просверленную дыру. Бауги ткнул в него буравом, да промахнулся. Бельверк добрался до того места, где сидела Гуннлед, и провел с нею три ночи, а она позволила ему выпить три глотка меду. С первого глотка он осушил Одрерир, со второго Бодн, а с третьего - Сон, и так достался ему весь мед. Потом он превратился в орла и поспешно улетел....

...Мед Суттунга Один отдал асам и тем людям, которые умеют слагать стихи...

...Под тем корнем ясеня, что на небе, течет источник, почитаемый за самый священный, имя ему Урд. Там место судьбища богов. Каждый день съезжаются туда асы по мосту Биврест ... Под тем ясенем у источника стоит прекрасный чертог, и из него выходят три девы. Зовут их Урд, Верданди и Скульд "судьба", "становление", долг". Три девы судят людям судьбы...

... На ветвях ясеня живет орел, обладающий великой мудростью. а между глаз у него сидит ястреб Верфельднир "полинявший от непогоды". Белка по имени Грызозоуб снует вверх и вниз по ясеню и переносит бранные слова, которыми осыпают друг друга орел и дракон Нидхегг. Четыре оленя бегают среди ветвей ясеня и объедают его листву... И нет числа змеям, что живут в потоке Кипящий Котел вместе с Нидхеггом ...

...И рассказывают, что норны, живущие у источника Урд, каждый день черпают из него воду вместе с той грязью, что покрывает его берега, и поливают ясень, чтоб не зачахли его ветви, и так священна эта вода, что все, что ни "попадает в источник, становится белым, словно пленка, лежащая под скорлупой яйца.

Росу, выпадающую при этом на землю, люди называют медвяной, и ею кормятся пчелы. Две птицы живут в источнике Урд. Их называют лебедями и отсюда пошла вся порода птиц, что так называется.

Мотив двух птиц у мирового древа имеет глубокие праиндоевропейские корни. Он встречается у индийцев - загадка из "Ригведы", зороастрийских персов - описание Древа всех семян, славян - на русских вышивках. Сам же Иггдрасиль часто становился объектом изображения у ск

"Я верю в древность и люблю ее" (Конфуций, "Лунъюй", 7.1).
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Сообщение: 78
Зарегистрирован: 09.05.10
Откуда: Украина, Ивано-Франковск
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 31.05.10 23:43. Заголовок: Галина Бедненко Зме..


Галина Бедненко

Змей у скандинавов


Змей в скандинавской культуре имеет достаточно узкую символику, по сравнению со своей ролью даже в общеиндоевропейской мифологии, не говоря уж о мировой. В мифах народов Европы, Африки, Юго-Восточной Азии змей (а также змей - птица, или змей - конь, то есть дракон) играет громадную роль, имея, впрочем, амбивалентное значение. Он связан и с землей, и с небом, и с водой, и с огнем. А змей северной мифологии, особенно в воплощении Ёрмунганда - Мирового Змея (и дракона Фафнира) обладает более узким смысловым диапазоном и, можно сказать, более трагичным характером. Здесь будет рассказано большей частью о скандинавской специфике образа.

Змея и змей

В мифологическом сознании змея обычно отличается от змея. Не столько полом, сколько характером и значимостью. Змея бывает либо одной из множества змей, народа змей или же "скопища ползучих, а главное ядовитых, гадов", либо царевной - змеей, полу-женщиной, полу-змеей. Змея обычно считается более ядовитой, чем змей и более вредной. Змей бывает связан с эротической и фаллической символикой (это точно так у славян). К этому относятся поверья о летающем змее (Змее Огненном Волке) посещающим ночью женщин, тоскующих по мужской ласке. Змей может иметь собственное имя, быть неправдоподобно огромным и выполнять какое-то предназначение. Свое предназначение в скандинавской мифологии имеют змей Нидхёгг и змей Ёрмунганд. Первый, вместе с сонмищем змей, пожирает корни ясеня Иггдрасиль, что постепенно приводит к его гибели и к гибели всего мира.

Вода, земля и подземный мир

Земноводные естественно ассоциируются прежде всего с водной и земной стихией. В русском языке слова "земля" и "змея" этимологически родственны и похожи по звучанию, что успешно используется в заговорах и обрядах, от змеиного укуса, например. Змеи используются также в обрядах вызывания дождя (змею убивают и вешают на дерево). Также змея имеет отношения к "запиранию" влаги, то есть к засухе. С этим связаны многочисленные истории и змее - драконе, сидящем у единственного источника воды в какой-то местности и требующего себе девиц.

Змеи связаны с хтоническим, подземным миром (в том числе и из-за своего зимовья в земле). Именно из-за этого они становятся противниками солнца и солнечного божества: греческого Аполлона, христианского Георгия и прочих. Змей может быть посредником между мертвыми (предками) и живыми. Мертвый человек как бы отправляется к змеям, в их царство. В сказках змей бывает стражем, или царем, подземного царства.

"Пояс Вселенной"

Роль змея в мире частенько имеет космологический характер. В славянских поверьях апокрифического происхождения земля покоится на змее, плавающей в море, у которой голова смыкается с хвостом или же на четырех столбах, охраняемых огромными змеями, которые их подгрызают по мере того, как мир погрязает в грехах. Эти поверья схожи с представлениями скандинавов эпохи викингов о змее Ёрмунганде, который огибает всю сушу и лежит в море, кусая свой хвост и о змеях, грызущих опору мира - ясень Иггдрасиль.

Ёрмунганд - означает "Великий Посох". Мидгардорм - тоже его имя, означающее "змей Мидгарда". Это гигантский змей, обитающий в мировом океане и обвивающий собой весь мир. Таким образом он является границей мира и обозначает предел вселенной. Он - "опоясок вселенной". Его функция в этом сходна с функцией Мирового древа, которое является каркасом, матрицей вселенной, одновременно обозначая и ее границы, а также границы между мирами внутри самой вселенной. Являясь ограничением мира по горизонтали, змей Ёрмунганд носит имя, которое свидетельствует о его роли в качестве "вертикальной матрицы мира". Название "Великий посох" безусловно может ассоциироваться с самим Мировым деревом - Иггдрасилем. (А у саксов их "столб - идол", символизирующий Мировое дерево назывался Ирминсуль, имя родственное имени змея.)

Схожа и судьба Ёрмунганда и Иггдрасиля. Они оба погибают при Гибели этого Мира. По всей видимости Ёрмунганд изначально не был средоточием зла, и враждебным миру чудовищем стал вопреки своей функции - этот мир охранять. Тут еще могут быть разночтения в том, какой именно мир охраняет змей. Думается, что изначально, в соответствии со своей ролью, схожей с ролью Мирового древа, Ёрмунганд опоясывал все миры, от Асгарда и Мидгарда до Утгарда - окраинных земель, дальше и вокруг которых и располагался Мировой океан.

С сужением мифологического пространства и возникновением сильных эсхатологических концепций, Ёрмунганд стал злобным чудовищем, обвивающим мир Мидгарда и ожидающий момента, когда можно будет этот мир уничтожить. Действительно, при гибели мира должен будет погибнуть и великий змей, как граница этого мира. Но роль Ёрмунганда из первоначально нейтральной становится "злодейской". Он - главный противник Тора и они в Последней Битве убивают друг друга.

Можно предположить, что первоначально Ёрмунганд был нейтральной силой, змеем, опоясывающим всю вселенную по горизонтали, включая Мидгард и Утгард, лежа в Мировом океане. А Тор был богом - громовником, подающим людям, вдобавок, плодородие. Затем, с какого-то момента, возникают сильные эсхатологические тенденции: становится понятно, что мир идет к своей гибели. Это сопровождается и сужением постигаемого человеком физического пространства. Утгард и Ётунхейм перестает существовать в горизонтальной, доступной плоскости мира. В то же время Мировой океан физически досягаем (тут можно иметь в виду прежде всего походы мореплавателей эпохи викингов по Атлантическому океану). И там безусловно лежит Морской змей (корабли тонут, люди погибают). И он уже не является нейтральным в мире, где всё и все делятся на своих и чужих. Он оказывается врагом миропорядка, только и поджидающим, когда же сдавить и укусить. Тор в свою очередь отражает взгляд людей эпохи викингов на мир. Он защищает своих и стукает молотом правых и виноватых, если они чужие. Он ходит как пограничник, защищая Асгард и Мидгард от чудовищ и великанов. Неудивительно, что его главным противником становится "конкурент - пограничник" Ёрмунганд. С сужением мыслимого мира они пытаются охранять одну и ту же границу - границу Мидгарда. Таким образом, Ёрмунганд и Тор делят одну участь: быть границей или защитником мира и умереть при его кончине.

Великанский атрибут: источник яда

Змеи часто оказываются атрибутом злобных существ, вроде великанов и великанш. В подземном мире, где живут иные великаны, много змей и ядовитых предметов. Встречаются великанши, ездящие на волке, и вместо удил у них - змеи. Это великанша Хюррокин, сдвинувшая посмертный корабль Бальдра. Это безымянная великанша, захотевшая сопровождать Хедина (а он ей отказал) из "Песни о Хельги, сыне Хьёрварда": "Ехал Хедин домой из леса в вечер под Йоль и встретил женщину-тролля. Она ехала на волке, и змеи были у нее удилами".

Также ядовитые змеи оказываются злодейским способом умертвить героя. В "Саге о Вёльсунгах" конунга Гуннара бросают в яму с ядовитыми змеями. Он там играет пальцами ног на арфе и все змеи, кроме одной, заснули. А та, что не заснула, была большой и злобной гадюкой. Она и укусила Гуннара - конунга в самое сердце. Но он и дух испустил "с великим мужеством".

Фафнир и клады драконов

Самый известный дракон, охранявший клад, в скандинавской мифологии - это дракон Фафнир. Позже истории о драконах, охраняющих богатства, наполнят европейские средневековые легенды. Дракон Фафнир прежде был человеком. но от великой жадности и злобы стал драконом. Как говорится в "Саге о Вёльсунгах": "Стал он так свиреп, что ушел от людей и не хотел, чтобы кто-нибудь насладился кладом тем, кроме него самого, а после обернулся он лютым змеем и лежит теперь у этого клада". И у него был шлем - страшило, которого боялось все живое. При этом считается, что Фафнир не единственный представитель своего вида на свете. Говорится, что рост у него обычный - как у степных змеев. (Как будто существование больших змеев - драконов, в общем-то, обычнейшее на свете дело.) Хранили ли все остальные драконы при себе богатства - нам неизвестно.

Убив дракона герой Сигурд забирает и все его сокровища: "Сигурд нашел там многое множество золота и меч тот Хротти, и там взял он шлем-страшилище и золотую броню и груду сокровищ. Он нашел там так много золота, что, казалось, не снесут ни двое коней ни трое. Это золото он все выносит и складывает в два огромных ларя".

Взгляд Змея и Змеиный Язык

Взгляд змеи традиционно считается магическим. В некоторых славянских поверьях змей вытягивает своим взглядом силу из солнца. (Про поговорку про отношения кролика и удава тут вообще умолчим.)

Представления о том, что подобным взглядом может обладать и человек мы видим у скандинавов (всегда уделяющих внимание проявлениям силы в человеке). В "Саге о Хальвдане Эйстейнссоне" и "Саге о Рагнаре Кожаные Штаны" упоминается Сигурд Змей-в-глазу. Свое прозвище он получил потому, что, глядя ему в глаза, можно было подумать, что в них затаилась свернувшаяся змея. Этот блеск в глазах приписывался также всем людям из рода Вёлсунгов.

Змеиный взгляд может считаться почти необходимым атрибутом настоящего вождя. Неслучайно Ярл в "Песни о Риге" - прародитель всех ярлов - с раннего детства обладает этим взглядом:

34
румяный лицом,
а волосы светлые,
взор его был,
как змеиный, страшен.
(Песнь о Риге)

Если "взгляд змея" считался почти необходимым качеством истинного вождя, то скальдам чаще доставался "змеиный язык". Известен скальд Гуннлауг Змеиный Язык, человек неуживчивый и вздорный, особенно в молодости, но отличный скальд, наделенный даром слагать весьма язвительные стихи. Скальдические стихи вне рамок хвалебной и панегирической поэзии часто были оскорбительны или двусмысленны. Не говоря уж о специальном жанре хулительной поэзии, даже в рамках поэзии любовной скальды умудрялись в своих стихах изощренно высмеять своего соперника (обычно предметы их вожделений уже принадлежали другим мужчинам).

Магические способности (при съедании змеи)

Съедание змеи (не обычной, а какой-нибудь особенной) ведет к приобретению магических способностей. В частности понимания языка зверей и птиц, а следовательно, к вещему дару. Этот сюжетный ход встречается и в более поздних европейских сказках, и в сагах о мифологических временах. Точнее в "Саге о Вёльсунгах". "Взмахнул он тогда мечом тем Грамом и отрубил Регину голову, а затем съел он часть змеиного сердца, а часть сохранил" - рассказывается о Сигурде. После этого Сигурд понимает, что щебечут птички и не дает провести и убить себя Регину, а убивает его сам. И тогда он становится еще мудрее всех людей.

Но это даже не единственный эпизод с поеданием змея в саге. Дед Сигурда Сигмунд кладет в муку змею и проверяет сыновей своей сестры на страх и храбрость. Когда они не справляются с испытанием, он их убивает. Справился только его же кровный сын Синфьотли. Он замешивает змею в тесто. Змея оказывается ядовитой и они не стали в тот раз есть ядовитый хлеб. Однако же Сигмунд был невосприимчив к змеиному яду и мог поглощать его, сколько вздумается. А Синфьотли мог выносить яд только извне, но не мог ни есть его, ни пить, что в результате и приводит его к смерти. Но тут можно говорить, что поглощение - привычка к употреблению яда приводит Сигмунда к способности переносить его.

И для того, чтобы подбить Готторма на убийство Сигурда, ему дали съесть волчьего и змеиного мяса:

"Взяли рыб подколодных,
резали волчье мясо,
Дали Готторму
плоти Гери
С пенным пивом
и прочим зельем,
Сваренным с чарами…

И от этой снеди стал он жесток и жаден, и так разожгли его подговоры Хримхилд, что он поклялся совершить это дело: к тому же они обещали ему за это великие почести". Тут Готторм приобретает не мудрость, а злобу и "ядовитость".

Есть интересная параллель: Сигурд съедает сердце змея Фафнира, Гуннара (его друга и одного из инициаторов убийства) бросают в змеиный загон, а у Хёгни (третьего брата - побратима и участника убийства Сигурда) вырезают сердце, также как Сигурд вырезал сердце Фафнира, чтобы съесть его. Как будто съев сердце Фафнира Сигурд становится ему подобным, и убийц Сигурда убивают змеи же.

Кеннинги с именем змей

Кеннинги с именем змей употребляются для обозначения оружия и двух принятый в Исландии сезонов - зимы и лета. Зима - это "горесть змей", а лето - "радость змей". Соответственно в более сложных кеннингах лето может быть "радостью рыб нагорий" (рыбы нагорий - змеи), как сказал Хёрд в "Саге о Хёрде и островитянах":

Радостью рыб нагорий

И горестью змей в изгнанье
Я жить обречен отныне.
В кеннингах колющего оружия может быть использован образ змеи (или рыбы). Так меч - это "змея крови".

8
Имя дал Хельги
и земли: Хрингстадир,
Сольфьёлль, и Снефьёлль,
и Сигарсвеллир,
Хрингстёд, Хатун
и Химинвангар -
и крови змею
брату Синфьётли.
(Первая Песнь о Хельги убийце Хундинга)

В "Языке поэзии" упоминаются поэтические имена змей: "Дракон", "Фафнир", "Ёрмунганд", "Гадюка", "Нидхёгг", "Змей", "Гад", "Гоин", "Моин", "Граввитнир", "Серая спина", "Свиватель", "Усыпитель", "Злобный". Все они пишутся как имена собственные, что тоже примечательно.

Змей на мече

Образы языка тесно связаны с обрядовой деятельностью. И общеупотребительные кеннинги, выраженные материально, безусловно усиливали сам предмет. Так змей, высеченный на мече ("змее крови") усиливал сам меч. В "Песни о Хельги, сыне Хьёрварда" говорится о таком мече:

9
С кольцом рукоять,
храбрость в клинке,
страх в острие
для тех, чьим он станет;
на лезвие змей
окровавленный лег,
другой обвивает
хвостом рукоять".

Здесь два змея: один - собственно и есть "змея крови" - окровавленный змей, разящий своих врагов, а другой - змей охраняющий владельца, змей обвивающий рукоять.

Корабли

Любимыми детьми скандинавов были не первенцы мужского пола от богатой и знатной жены, а викингские корабли. Не будучи специалистом по кораблям (не быту и материальной культуре, а большей частью символам посвящена эта книга), постараюсь быть предельно осторожной. В данном случае нас интересует связь викингских кораблей со змеями. Она есть и значительна.

Военные корабли (на которых викинги и совершали свои набеги на сушу и сражались с другими на море) назывались "драккарами", то есть драконами. Нос корабля обычно украшался головой какого-либо чудовища и чаще драконье-змеиного рода. Строительство одного из наиболее известных драккаров - Большого, или Великого, Змея - описано в "Саге об Олаве Трюггвасоне": "В следующую зиму после того, как Олав конунг вернулся из Халогаланда, он велел построить большой корабль под хладирскими скалами. Он был много больше, чем все другие корабли, которые тогда были в стране, и еще сохранился помост, на котором он строился… Это был корабль с драконьей головой на носу и сделанный по образцу того Змея, которого конунг привел из Халогаланда. Но он был много больше и во всех отношениях тщательнее сделан. Конунг называл его Великим Змеем, а того - Малым Змеем. На Великом Змее было тридцать четыре скамьи для гребцов. Голова и хвост дракона были целиком позолочены, а борт был так же высок, как на морских кораблях. Из всех кораблей, построенных в Норвегии, он был лучше всего сделан и потребовал наибольших затрат". Образ змея - дракона, существа земноводного и опасного, родственника "Посоха Вселенной", как нельзя лучше подходил для плаваний.

Вдобавок, хоронили своих людей скандинавы тоже в кораблях, закапывая ладьи с мертвыми людьми, утварью и убитыми животными в курганы. А тем, у кого не доставало средств на похоронную ладью, выставляли камни в форме ладьи, сохраняя сам символ.

"Я верю в древность и люблю ее" (Конфуций, "Лунъюй", 7.1).
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Сообщение: 100
Зарегистрирован: 09.05.10
Откуда: Украина, Ивано-Франковск
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 04.06.10 22:02. Заголовок: БОГДАН ЛИСИЦЯ. РОЗС..


БОГДАН ЛИСИЦЯ.

РОЗСЕЛЕННЯ І МІГРАЦІЇ НАЩАДКІВ ПЕРУНА

ВПЛИВ АРІЇВ НА ДАВНІХ ГЕРМАНЦІВ


Германські народи походять від Гомера, сина Яфета, сина Ноя. Синами Гомера були Аскеназ (прабатько саксів), Рифат і Фогарма. Гомер зберігся в пам’яті германців, як велетень Імір. Давні германці походять не від Атираса, тобто вони не мають ніякого відношення до арійської Трипільської цивілізації.

Як і єгиптяни і інші народи, давні германці перебували в стані первісного варварства. Але народ/племена Атираса, який, розселяючись, розносив цивілізацію, вчинив надзвичайно великий вплив і на германські народи. Якщо єгиптяни називали аріїв ванапаганами, то германці називали аріїв ванами, тобто панами; самі ж арії часто називали себе бенедотами (венедами), тобто “пани даки” або “пани тракійці”. Вани – це боги родючості в германській міфології. Отже, вміння обробляти землю прийшло до давніх германців, як і до єгиптян, від аріїв. Ванам приписували пророчий дар і чари – давні германці не могли зрозуміти, що таке цивілізація і пояснювали це чарами.

В германській міфології вани почали першу війну з Асами, і так закінчився “золотий вік”, який тривав від Потопу. В уявленнях давніх германців “золотим віком” був час, коли вони не знали цивілізації і перебували в стані початкового варварства, в той час не існувало ворожнечі і воєн. Ас/Аси – це Верховний Бог в уявленнях давніх германців, в даному випадку Цей Бог є уособленням германців. Приводом до війни став прихід від ванів до Асів злої чарівниці Хейд (її звали також Гулльвейг), яку давні германці пов’язували із золотом, тобто із силою золота, з грошима, із економічними відносинами між людьми і з цивілізацією. Арійська цивілізація прийшла до давніх германців в образі саме жінки, оскільки роль жінки-матері у давніх аріїв була дуже великою. Ця жінка, тобто арійська цивілізація, для давніх германців була злою, оскільки вона просвітлювала їх і порушувала відвічний “сон” у стані варварства, змушувала впроваджувати економічні відносини і ставати на шлях цивілізаційного розвитку. Коли жінка Хейд, тобто арійське світло, прийшла до германців, Аси забили її списами, потім тричі спалили, але вона знову й знову відроджувалася. У міфах оповідається, що вона живе й досі. Це – Україна. Давні германці не змогли ізолюватися від цивілізації. В германських міфах оповідається, що війну почав Одін, якого вважали очільником Асів, кинувши списом в сторону війська ванів. Але вани почали наступ, погрожуючи Асгарду, небесному місту Асів. Війна закінчилася миром і обміном заручниками. Аси взяли ванів Фрейра, Ньйорда, а також Квасира, а вани – Асів Хьоніра і Міміра. Це означає, що давні германці були змушені залишити стан примітивного варварства і стати на шлях цивілізаційного розвитку. Фрейр – це Трейр, тобто Тур або Тирас/Перун. Давнього арійського бога давні германці визнали своїм богом, “взявши його в заручники”. Насправді арії ніяких германських богів не визнали, тобто не “взяли в заручники”, оскільки германці перебували в стані глибокого варварства, але германці прийняли разом з основами цивілізації і арійських богів, але щоб заспокоїти самих себе, назвали їх “заручниками”.

ФРЕЙР.

Фрейр – Тирас в уявленнях германців.

ФРЕЙР -> ТРЕЙР -> ТУР

ТИРАС -> ФРЕЙР

Слово “Фрейр” дослівно у германців означає “володар”, “пан”. Аналогічно у давніх греків слово “тиран” має це ж саме значення, хоча воно є варіацією імені Троян, тобто Тирас. Отже, Тираса давні германці визнавали своїм паном, а це означає, що германці фактично визнали перемогу ванів, тобто аріїв. Фрейр уособлював рослинність, врожай, багатство і мир – саме арії принесли світло цивілізації і всі її блага до германців. Його рідною сестрою і дружиною була Фрейя – перші люди вступали в шлюб із рідними братами і сестрами. В общині Асів Фрейя є дружиною Ода; Од – це самарський Уту, він же – Атирас. Як один з патріархів людства Од/Фрейр/Атирас відносився до Асів, а як представник народу, що ніс цивілізацію – до ванів. Згідно з одними варіантами міфів Фрейя відноситься до ванів, згідно з іншими – до Асів; це потрібно відмітити, оскільки нижче буде продемонстровано, що Тора, тобто Тираса, германці також відносили до Асів, хоча його умовно можна віднести і до ванів (як прабатька аріїв), і до Асів (як одного з патріархів людства). Після того, як Фрейр “потрапив у заручники” до германців, ті “одружили” його з богинею Герд.

Фрейр є власником дивовижного вепра Гуллінбурсті («золота щетинка») чи Слідругтанні – саме аріями в Давній Україні було одомашнено свиней і інших свійських тварин, які приносили аріям багатство – “золоті щетинки”. Інший атрибут Фрейра – дивовижний корабель Скідбладнір («складений з тонких дощечок»). Він завжди має попутний вітер, в ньому поміщається будь-яка кількість воїнів і може бути згорнутий, як платок. Корабель Скідбладнір вказує на Мінойську морську цивілізацію. Давні германці знали аріїв, як мореплавців, а швидка можливість згорнути корабель вказує, що це була в першу чергу землеробська цивілізація. Ім’я Тираса/Фрейра брали собі германські королі, наприклад шведський король Інгві, предок королівського роду Инглінгів, називав себе ІнгвіФрейр. Саме під таким іменем він фігурує в королівських генеалогіях, в «Сазі про Інглінгів» тощо.

ТЮР.

Тюр, Тіу – Тирас в уявленнях давніх германців. Тюр – бог-хранитель воїнських правил, покровитель воїнських зібрань і поєдинків. Цікаво, що тільки англи і сакси називали бога воїнських правил Сакснот, тобто Аскеназ, який був їх прабатьком, а решта германських племен прийняли від аріїв бога воїнських правил Атираса/Тюра. В «Молодшій Едді» говориться, що Тюр, тобто Атирас, мудрий і самий сміливий, його закликають в бою і поєдинках. Тюра називали “богом битви”.

ТОР.

Тор, Донар – Тирас в уявленнях давніх германців. Оскільки різні германські племена дещо по різному вимовляли ім’я Тирас, тому з’явилися його іпостасі Тор, Тюр, Фрейр. Як один з патріархів людства (хоч і не прабатько германців), був віднесений до Асів. Тор відсутній в генеалогічних таблицях германських королів, які починаються від Ноя. Германські королі дуже серйозно відносилися до своїх генеалогій, оскільки влада переходила згідно з принципом першородства. Відсутність Тора в цих списках є підтвердженням того, що Тор – не предок германців, а предок аріїв, тобто це Тирас/Перун.

Тор – бог грому і блискавки, бурі і родючості. Топоніміка у франків і в Англії, де ім’я громовика пов’язане в основниму з позначенням поля, вказує на його функцію родючості, а отже на його арійське походження. Тор є богатирем, який захищає богів і людей від страшних чудовиськ. Образ Тора дуже схожий на образ Перуна, тобто Тираса, Індри, тобто також Тираса, Тараніса, тобто також Тираса. Є багато свідчень зв’язку Тора із культом дуба, тобто зі світовим деревом і це також підтверджує, що Тор і Перун, який також був пов’язаний із дубом, – це одна особа, образ якої з часом злився о Образом Верховного Бога. Також підтвердженням цього є те, що і Перуну і Тору/Донару був посвячений один і той же день тижня – четвер; четвер – це “день Перуна” або у німців – доннерстаг.

Неодмінним атрибутом Тора/Тираса є молот або сокира.

До давніх германців дійшла інформація про владу аріїв над Єгиптом і це відобразилося в міфах про Тора. Тор їздить на возі, який запряжений козлами, тобто Тор експлуатує козлів. Саме єгипетські племена Каслухим (тобто Козли) в найдавніші часи населяли великі території Передньої Азії, Месопотамії, Егеїди, Балкан і Італії і всі ці люди і їх нащадки були і нині офіційно є рабами аріїв. В “Молодшій Едді” козли Тора Тангніостр і Тангріснір виступають не тільки в ролі його “коней”, але вони є і постійним джерелом харчування. Зупиняючись на ночівлю, Тор вбиває і смажить на вечерю козлів, але не чіпає їх кісток. Потім він знову повертає їх до життя. Одного разу Тор залишився на ночівлю у Тьяльві і його сестри Рьоскви. Тьяльві порушив заборону і почав гризти кістки, через що один з козлів почав шкутильгати. Як викуп, брат із сестрою були змушені стати слугами Тора. Імена козлів Тора – Тангніостр (Tanngniostr) і Тангріснір (Tanngrisnir) вказують на скрегіт зубів – отже єгиптянам не подобається їхнє рабство у аріїв.

Тор захищає своїх від чудовиськ, часто виступає противником гігантського змія Йормунганда. Саме Єгипет часто в давні часи порівнювали із великим змієм, драконом.

З часом Тора германці визнали повністю своїм богом, його ворогами стали називати навіть велетнів – Турсів, Троллів, тобто власний народ Тора/Тираса.

ТРОЛЛІ.

Давні германці часто називали аріїв троллями. Слово “тролль” є варіацією імені Тирас:

ТРОЛЛЬ -> ТРОХХЬ -> ТРОССЬ -> ТИРАС

Троллі – це могутні велетні у германській міфології, саме так відобразилася культурна перевага аріїв над давніми германцями, які перебували в стані примітивного варварства. Давні германці не любили аріїв, тому зображували троллів потворними.

ТУРСИ.

Турси – велетні, троллі в міфології германських народів Скандинавії. Слово “Турси” є варіацією імені Тирас, тобто турси – це арії, народ/народи Тираса. Отже, народ/народи Тираса, аріїв давні германці називали велетнями.

Турси – це давні велетні, першопоселенці світу, що свідчить про провідну роль аріїв в культуризації варварського світу на початку історії.

Цікаво, що до турсів, тобто до народу Тираса, давні германці з часом стали зараховувати і свого предка Іміра, хоча він був найстаршим братом Тираса. Це свідчить про те, що варвари-германці в свій час захотіли долучитися до аріїв і їх цивілізації. Турси часто протиставляються Асам, тобто германським народам/племенам.

Серед турсів часто згадуються велетні-жінки, це і старі потворні баби, і молоді красуні, одружитися з якими бажають Аси. Це свідчить про культ жінки-матері у аріїв.


"Я верю в древность и люблю ее" (Конфуций, "Лунъюй", 7.1).
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Сообщение: 112
Зарегистрирован: 09.05.10
Откуда: Украина, Ивано-Франковск
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.10.10 13:10. Заголовок: Великан Бельторн дар..


Великан Бельторн дарует Одину знание Рун. (Один принес сам себя в жертву, пригвоздив копьем к Мировому древу. В мертвом мире он узнал тайну рун, а затем, силой магии, вернулся к жизни). (Алексей Фанталов, акварель).



...Под тем корнем ясеня, что на небе, течет источник, почитаемый за самый священный, имя ему Урд. Там место судьбища богов. Каждый день съезжаются туда асы по мосту Биврест ... Под тем ясенем у источника стоит прекрасный чертог, и из него выходят три девы. Зовут их Урд, Верданди и Скульд "судьба", "становление", долг". Три девы судят людям судьбы...

... На ветвях ясеня живет орел, обладающий великой мудростью. а между глаз у него сидит ястреб Верфельднир "полинявший от непогоды". Белка по имени Грызозоуб снует вверх и вниз по ясеню и переносит бранные слова, которыми осыпают друг друга орел и дракон Нидхегг. Четыре оленя бегают среди ветвей ясеня и объедают его листву... И нет числа змеям, что живут в потоке Кипящий Котел вместе с Нидхеггом ...

...И рассказывают, что норны, живущие у источника Урд, каждый день черпают из него воду вместе с той грязью, что покрывает его берега, и поливают ясень, чтоб не зачахли его ветви, и так священна эта вода, что все, что ни "попадает в источник, становится белым, словно пленка, лежащая под скорлупой яйца.

росу, выпадающую при этом на землю, люди называют медвяной, и ею кормятся пчелы. Две птицы живут в источнике Урд. Их называют лебедями и отсюда пошла вся порода птиц, что так называется.
Мотив двух птиц у мирового древа имеет глубокие праиндоевропейские корни. Он встречается у индийцев - загадка из "Ригведы", зороастрийских персов - описание Древа всех семян, славян - на русских вышивках. Сам же Иггдрасиль часто становился объектом изображения у скандинавов. Например, в резьбе портала церкви в Норвегия, 10 в. На руническом камне с острова Мэн оно уже заменено крестом.

... Есть двенадцать божественных асов ... Один знатнее и старше всех асов, он вешит всем в мире, и как ни могущественны другие боги, все они ему служат, как дети отцу. Фригг - "любимая" - имя его жены, ей ведомы людские судьбы.

Одина называют всеотцом, ибо он отец всем богам. И еше зовут его Отцом Павших, ибо все, кто пал в бою - его приемные сыновья. Им отвел он Вальгаллу "чертог убитых" и Вингольв и зовут их эйнхериями.

Хлек и Хердьетур

Гель и гейрахед

Рандгрид и Радгрид

И Регинлейв тоже

цедят пиво эйнхериям.

Это все валькирии - "выбирающие мертвых ". Один шлет их во все сражения, они избирают тех, кто должен пасть, и решают исход сражения...

... Но сколько бы ни было людей в Вальгалле, всегда хватает им мяса вепря по имени Сэхримнир. Каждый день его варят, а к вечеру он снова цел ...

... Коза по имени Хейдрун стоит в Вальгалле и щиплет иглы с ветвей того прославленного дерева, что зовется Лерад. А мед, что течет из ее вымени, каждый день наполняет большой жбан. Меду так много, что хватает напиться всем эйнхериям...

Крыша Вальгаллы выложена сверкающими щитами. Перед воротами же ее растут деревья с листьями из красного золота.

... Сам Один ... всю еду, что стоит у него на столе, он бросает двум волкам - они зовутся Гери - "жадный" и Фреки - "прожорливый" ...

Два ворона сидят у него на плечах и шепчут на ухо обо всем, что видят или слышат. Хугин "думающий" и Мунин "помнящий", так их прозывают ... Поэтому его называют Богом Воронов ...

... И должно величать Одина Всеотцом, ибо он - отец всем богам и людям, всему, что мощью его было создано. И земля была ему матерью и женою. От нее родился его старший сын, это Аса Тор "гром асов". Дана ему великая сила и мощь. Потому побеждает он все живущее.



У Тора есть два козла - Скрежещущий Зубами и Скрипящий Зубами и колесница, на которой он ездит; козлы же везут эту колесницу ...

...Второй сын Одина - это Бальдр "повелитель", "господин". О нем можно сказать только доброе. Он лучше всех, и его все прославляют .так он прекрасен лицом и так светел, что исходит от него сияние ...

... Имя третьего аса - Ньерд. Он живет на небе, в том месте, что зовется Ноатун "Корабельный двор". Он управляет движением ветров и усмиряет огонь и воды. Его нужно призывать в морских странствиях и промышляя морского зверя и рыбу ... Он родился в стране ванов, но ваны отдали его богам как заложника, а от асов взамен взяли Хенира ...

В Ноатуне у Ньерда родилось двое детей: сына звали Фрейром "господин", а дочку Фрейей "госпожа". Нет аса славнее Фрейра, ему подвластны дожди и солнечный свет, а значит и плоды земные, и его хорошо молить об урожае и о мире. От него зависит и достаток людей.



В Стокгольме (Исторический музей) есть бронзовая статуэтка фаллического божеств а, относящаяся к 10 в. н.э., предположительно Фрейр.



Фрейя же - славнейшая из богинь. Владения ее на небе зовутся Фолькванг "поле боя". И когда она едет на поле брани, ей достается половина убитых, а другая половина - Одину ... А ездит она на двух кошках, бпгяженных в колесницу ... И хорошо призывать ее помощь в любви.

В одной из церквей Шлезвига сохранилась роспись 12 в. н.э. где изображена женщина с рогом приставленным ко рту, мчащаяся на громадном коте.

... Есть еще ас по имени Тюр.0н самый отважный и смелый, и от него зависит победа в бою ...

Есть ас по имени Браги. Он славится своей мудростью, а пуще того, даром слова и красноречием. Особенно искусен он в Поэзии... Имя жены его - Идунн. Она хранит в своем ларце яблоки. Их должны отведать боги, как только начнут они стариться, и тотчас же они помолодеют и так будет до конца света ...

Аналогии: яблоки Гесперид греков чудесные яблоки Аваллон кельтов; молодильные яблоки русских.

Есть ас по имени Хеймдалль, его называют белым асом. Он велик и священен. Он сын девяти дев и все они сестры. Еще зовут его Круторогий и Златозубый. Его зубы были из золота. Конь его зовется Золотая Челка... Он страж богов и обитает у края небес, чтобы охранять мост от горных великанов ... Есть у него рог, что зовется Гьяллархорн, и когда трубит он, слышно по всем мирам ...

Есть ас по имени Хед "боец". Он слеп, но силы у него в избытке... Есть ас по имени Видар, молчаливый ас. У него есть толстый башмак Видарсилен почти как Тор и не него уповают боги во всех несчастьях.

Али или Вали - так зовут сына Одина и Ринд. Он отважен в бою и очень метко стреляет.

Улль - имя сына Сив, пасынок Тора. Он так хорошо стреляет из лука и ходит на лыжах, что никому не под силу с ним состязаться ... Его хорошо призывать в единоборстве.

Форсети "председатель тинга" - так зовут сына Бальдра и Нанны, дочери Непа... И все, кто приходит к нему с тяжбой, возвращаются в мире и согласии ...

К асам причисляют и еще одного, которого многие называют зачинщиком распри между асами, сеятелем лжи и позорищем богов и людей. Имя его Локи. Он сын великана Фарбаути, а мать его зовут Лаувейя или Наль. Братья его - Бюлеист и Хельблинди. Локи пригож и красив собою, но злобен нравом и очень переменчив. Он превзошел всех людей тою мудростью, что зовется коварством, и хитер он на всякие уловки ... Жену его зовут Сигюн, а сына их - Нари или Нарви.

Локи - комически-демоническая фигура. Он генетически близок ирландскому Брикрену и особенно осетинскому Сырдону. Вообще же этот тип широко распространен в мифологии. К. Юнг характеризует его, как "тень" - бессознательную, дочеловеческую часть психики

"Я верю в древность и люблю ее" (Конфуций, "Лунъюй", 7.1).
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  2 час. Хитов сегодня: 1
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет





Бесплатные готовые дизайны для форумов

НАШИ ДРУГИЕ ФОРУМЫ